|
|||||
Тонфа
Тонфа (или
туй-фа или тонгва) была поначалу сельскохозяйственным инструментом, превращённым
ушлыми окинавскими аграриями в оружие против японских оккупантов клана Сацума.
Импровизированное оружие обладало внушительной мощью в руках опытного
крестьянина. Тонфа - это всего лишь черенок из твёрдого дерева, длиной около 50
см, который вставлялся в вертикальную часть каменного жернова, предназначенного
для размола зёрен кукурузы и других зерновых культур. На расстоянии в три
четверти длины палки вертикально закреплялась цилиндрическая рукоятка,
позволявшая приводить в движение весь механизм. В случае необходимости, она
могла быть быстро извлечена из камня, и послужить какой-то другой цели или
просто бесполезно валяться на земле. Даже при большом желании не возможно было
обвинить всех владельцев тонф в том, что они прячут оружие. И даже, если кто-то
попытался конфисковать все тонфы, это привело бы лишь к тому, что жители
островов, а за ними и сами оккупанты лишились бы всех средств пропитания! И так
каждый раз элемент случайности был на стороне окинавцев. Невозможно точно
определить, в какой именно момент у тонфы произошло это "изменение области
применения". Многие народы использовали и используют тонфу по прямому
сельскохозяйственному назначению. Но вот однажды какой-то мирный крестьянин,
ведомый инстинктом самосохранения, хватается за рукоятку тонфы, извлекает её из
жернова и бросается на солдата или бандита. Такое могло случиться в любое время
и в любую эпоху. Что совершенно очевидно, так это то, что первые следы такого
вот неординарного применения сельскохозяйственного инструмента теряются где-то
на острове Окинава, где имело место систематическое применение мирного черенка в
военных целях. Именно там и была создана методика боевого применения тонфы,
исходя из приобретённого человеческого опыта, и родилась эта методика в сотнях
маленьких деревень и посёлков, (к этому обязывала война). И пусть никого не
удивляет различие в названии приёмов, они-то все одинаковы, а разница в
названиях объясняется географической изолированностью деревень и маленьких
островков архипелага Рю-Кю, центром которого была Окинава.
Тонфа состоит из продолговатого тела, снабжённого рукояткой, вделанной в первую
треть тонфы. Основное строение тонфы остаётся неизменным вне зависимости от
того, какие модели можно встретить в различных Доджо (круглого сечения,
трапециевидного, квадратного, из различных пород дерева). Их объединяет одно: из
какого бы дерева не была сделана тонфа, какого бы сечения она не была, в какой
бы цвет не была окрашена, главное - это балансировка и плотность материала, из
которого она сделана. Это определяет, сможет ли человек придать инструменту,
который находится в его руках, скорость, необходимую для вращения, или нет. То
есть, годится ли тонфа для практического применения или это просто предмет
интерьера.
Так же как саи, тонфа используется в паре. Она крепко удерживается в положении
вдоль предплечья. Практика применения требует хорошей концентрации, общего
равновесия тела, силы и гибкости в запястьях.
Те советы, которые можно дать при использовании сай и нунчаку, применимы и в
овладении тонфой: весь корпус принимает участие в том движении, которое
описывает тонфа, её всегда нужно рассматривать как простое продолжение руки.