|
|||||
Исторически техника
работы с саями развивалась в связи с необходимостью защиты от самурайского меча.
Особенно эффективным было использование пары предметов. И сегодня, несмотря на
то что владение саями — самостоятельное боевое искусство, многие школы каратэ
сохраняют соответствующие упражнения в системе многоборческой подготовки. Обычно
эти упражнения подразделяются на базовую технику, простейшие комбинации и ката.
Естественно, что в них проявляются стилевые особенности, и школа Кёкусинкай не
является исключением. Это касается выполнения техники в характерных для стиля
Кёкусинкай стойках, как на месте, так и в перемещениях, а также выполнения
отдельных ката Кёкусинкай с саями.
Читателям, знакомым с базовыми формами кихона (тренировки без
партнера), можно рекомендовать упражнения с саями в специфичной для Кёкусинкай
боевой стойке, где, независимо от промежуточных смен стоек, постоянно
сохраняются защитные позиции.
Сай держат двумя способами: прямым хватом за рукоятку
(«фехтовальный» вариант), где лезвие раскрыто вперед и является как бы
продолжением большого пальца, и обратным хватом, при котором лезвие прижато к
предплечью, а вперед повернута рукоятка с наложенным вдоль нее указательным
пальцем — здесь один из «рогов» зажат между основанием большого и указательного
пальцев, а три других пальца прихватывают другой «рог» снаружи.
Специфика работы с саями состоит, в частности, в
том, что форма гарды позволяет легко менять хваты, поворачивая предмет вокруг
оси, которой оказывается один из «рогов» при захвате его только у основания
большого и указательного пальцев. Отсюда базовым упражнением, например, является
смена обратного хвата, где гарда расположена в горизонтальной плоскости концами
«рогов» назад, на прямой, где гарда расположена в горизонтальной плоскости
концами «рогов» вперед или в обратном порядке. Очень важна здесь переходная фаза
вращения, когда отпускаются все пальцы, кроме большого и указательного, и сай
свисает в положении, при котором гарда расположена в вертикальной плоскости,
как, например, при переходе от обратного хвата к прямому.
Описанный
способ смены хвата реально всегда производится с движением (разгибанием или
сгибанием) руки. Заметим, что при известном сходстве с «развертыванием» и
«свертыванием» тонфы данная техника работы с саями имеет свои особенности.
Во-первых, выполнение круговых секущих ударов (с возвратом в «свернутое»
положение с другой стороны) здесь невозможно. «Развертывание» и «свертывание»
сая происходит только движением «туда и обратно» (что для тонфы, впрочем, также
возможно) при жесткой фиксации предмета в «развернутом» положении. Во-вторых,
если «развертывание» тонфы легко производится как снаружи (сото), так и изнутри
(ути), то для сая базовым является «развертывание» изнутри с жесткой фиксацией
предмета в конечном положении. Именно этой технике, специфичной для саев,
следует уделить основное внимание.
В исходной боевой стойке, используемой в Кёкусннкай, стандартной
является защитная позиция со «свернутыми» саями.
Отсюда ранее описанным способом можно упражняться в «развертывании»
и «свертывании» предметов, выполняя удары на всех уровнях. Например, делать
определенное число движений одной, затем другой рукой, чередовать по одному разу
полное движение «туда и обратно» или вначале только «развертывание», а затем
только «свертывание» и др. Выполняемые при завершении «развертывания» саев
фиксированные удары лезвием могут быть использованы в атаке (контратаке) на
дальней дистанции, а также в защите (о чем пойдет речь ниже).
Материал взят с сайта: http://www.atemi.org.ru/